Волевые качества не даны от рождения и формируются только в ситуациях, требующих их проявления. Наиболее актуальным формирование ответственности становится с момента поступления ребенка в школу Поэтому основная задача школы и родителей воспитать в ребенке чувство ответственности за все. Что он делает, за все, что должен сделать. Уже в младшем школьном возрасте ребенок должен четко дифференцировать такие понятия как «хочу» и «должен». Учащимся младших классов еще довольно трудно это делать, так как у них нет ни жизненного опыта, ни ситуаций, в которых «хочу» и «должен» вступали бы яростный конфликт. До того времени, когда ребенок пошел в школу, за него все решали родители, ответственность как бы переносилась с личности ребенка на личность родителя. И только в школе потребность в самоконтроле, ответственности и силе воли становится перед ребенком, и он, в свою очередь, должен поступать и вести себя, как того требуют обстоятельства, он должен самостоятельно «загонять» себя в рамки и контролировать. Для ребенка, только что поступившего в школу, это очень трудно, и эта трудность, скорее, основана на непривычке нести ответственность и непонимании надобности этой ответственности, нежели на нехотении быть ответственным. Целесообразно рассматривать проявление ответственности у младших школьников отдельно в разных видах деятельности. В качестве основных критериев проявления ответственности в учебной деятельности, по мнению М.В.Матюхиной и С.Г.Яриковой , могут выступать: - умение выполнять требования учителя сразу и до конца; -умение планировать и организовывать свою деятельность; - умение проявить самостоятельность на уроке и в подготовке домашних заданий; - умение дать нравственную оценку своего поведения и поведения товарищей; - проявление положительного отношения к учению и требованиям учителя, - получение удовлетворения от преодоления трудностей в учении; - применение волевых усилий при выполнении задания и др. Ответственный ученик понимает социальные ценности учения, проявляет критичность в оценке своего отношения к учению, своего поведения, своих личностных качеств, умеет признавать свои ошибки, правильно истолковать их причины. Каким образом формировать ответственность младшего школьника? 1. Роль игры в формировании волевых качеств ребёнка. Игра требует проявления определённых качеств личности в зависимости от выполняемых функций. Например, взяв на себя роль часового, ребёнок должен проявить настоящее терпение и выдержку. Игра в "дочки-матери" требует проявления ответственности. Если ребёнок начинает выполнять свои школьные обязанности охотно, по собственной инициативе, подобно тому, как он выполнял правила роли в игре, то он легче преодолевает трудности обязательной школьной работы. 2. Метод упражнения. Детям объясняется значимость и необходимость обязательного и хорошего выполнения данного им поручения. 3. Привитие понятия режима. Важно, чтобы ребёнок 4 составил его самостоятельно. Если он привыкнет начинать занятия в определённое время, то эта привычка поможет ему заниматься без контроля со стороны взрослого. 4. Планирование ребенком своей работы. Ребёнку предлагается спланировать выполнение задания: когда он будет делать задания, какое количество он будет делать ежедневно, успеет ли он сделать работу в срок и др.
Для формирования ответственности необходимо, чтобы ребёнок эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей.
|